Детский церебральный паралич: современные подходы к лечению

Детский церебральный паралич: современные подходы к лечению

Детские церебральные параличи (ДЦП) — это группа непрогрессирующих нарушений статических и двигательных функций, психического и речевого развития (нейромоторных дисфункций), возникающих вследствие поражения центральной нервной системы (ЦНС) на ранних эта

Детские церебральные параличи (ДЦП) — это группа непрогрессирующих нарушений статических и двигательных функций, психического и речевого развития (нейромоторных дисфункций), возникающих вследствие поражения центральной нервной системы (ЦНС) на ранних этапах онтогенеза [3, 4].

В этиопатогенезе ДПЦ задействованы многочисленные пре-, интра- и постнатальные факторы [5]. Так, поражение ЦНС, приводящее к ДЦП, может происходить вследствие:

  • аноксии/асфиксии/гипоксии плода;
  • недоношенной беременности;
  • задержки внутриутробного развития;
  • внутриутробного инфицирования;
  • гемолитической болезни новорожденных (ГБН);
  • тромбофилии у матери;
  • аномалий развития ЦНС и ее деструктивных изменений;
  • других факторов [2, 3, 4].

Считается, что хромосомные дефекты также обладают определенной значимостью в развитии ДЦП [6].

По классификации, предложенной К. А. Семеновой и соавторами (1973), выделяют шесть основных форм ДЦП:

  • спастическая диплегия;
  • двойная гемиплегия;
  • гемиплегия;
  • гиперкинетическая форма;
  • атонически-астатическая форма;
  • смешанная форма [7].

В соответствии с МКБ-10 предлагается рассматривать следующие семь видов ДЦП:

  • спастический церебральный паралич (двойная гемиплегия, тетраплегия);
  • спастическая диплегия (синдром/болезнь Литтля);
  • детская гемиплегия (гемиплегическая форма);
  • дискинетический церебральный паралич (дистонический, гиперкинетический);
  • атаксический церебральный паралич (атонически-астатическая форма);
  • другой вид ДЦП (смешанные формы);
  • ДЦП неуточненный.

Термин «квадриплегия», нередко используемый в англоязычной литературе, является синонимом тетраплегии.

Существуют и другие варианты классификации ДЦП. Так, C. P. Panteliadis и R. Korinthenberg (2005) цитируют R. Michaelis (1999), предлагающего рассматривать ДЦП следующим образом:

  • спастические формы ДЦП (спастическая гемиплегия и двухсторонний спастический церебральный паралич: преимущественно нижних конечностей, тотальный, триплегия, дискинетический-спастический);
  • дискинетические формы (преимущественно дистония или атетоз);
  • атаксические формы (непрогрессирующая врожденная инфекция мозжечка и атаксия) [8].

Некоторые авторы считают целесообразным рассматривать атаксические формы ДЦП в составе группы дискинетических [9].

Симптомы и клинические признаки ДЦП значительно различаются в зависимости от имеющейся у пациента формы болезни. Мы рассмотрим основные клинические проявления болезни в соответствии с выделением форм ДЦП, принятым в Российской Федерации.

Спастическая диплегия (болезнь Литтля): тетрапарез с преимущественным поражением нижних конечностей.

Двойная гемиплегия: тетрапарез с преимущественным поражением верхних конечностей.

Гемиплегия: преимущественно одностороннее поражение верхней конечности (паралич или парез).

Гиперкинетическая форма ДЦП: двойной атетоз.

Атонически-астатическая форма ДЦП: мышечная гипотония с выраженными нарушениями моторной координации.

Смешанная форма ДЦП: сочетание различных проявлений других (перечисленных выше) форм заболевания [7, 10].

В ряде случаев ДЦП могут сопутствовать следующие патологические состояния и болезни:

  • речевые нарушения;
  • тугоухость;
  • интеллектуальная недостаточность или
  • умственная отсталость;
  • судорожные состояния (эпилепсия) [9, 11].

Последнее нередко характеризуется фармакорезистентностью. В свою очередь, прием антиконвульсантов для контроля эпилептических приступов сопряжен с нарушениями метаболизма витамина D, фолиевой кислоты и кальция [3].

У многих детей с ДЦП имеются признаки поражения ЖКТ (оральная, фарингеальная или эзофагеальная дисфагия, гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, запоры и др.), а также патология полости рта (зубной кариес, гипоплазия эмали, аномалии прикуса, бруксизм и др.) [4].

Дети с ДЦП неэффективно используют пищевую энергию (вследствие низкой физической активности при спастических формах ДЦП и избыточной физической нагрузке — при гиперкинетических), что приводит к избыточному набору массы тела или ее дефициту (соответственно) [12]. Гипотрофия возникает вследствие отсутствия активных движений, из-за дискоординации деятельности мышц губ, языка, неба и глотки, повреждения гипоталамических центров, а также вследствие стоматологических заболеваний, индуцированных дефицитом минеральных веществ. Гипотрофия имеет большое значение, так как снижение массы тела до 85 % от нормы может сопровождаться отставанием костного роста, ложной микроцефалией и гормональной дисфункцией, а также белковой недостаточностью, гипохромной анемией, кальциопенией и витаминодефицитом [13].

Установление диагноза ДЦП основывается преимущественно на данных анамнеза и неврологического осмотра (топическая диагностика) [10].

У детей первого года жизни ДЦП может быть заподозрен и/или установлен при наличии у пациентов патологической постуральной активности и нарушений становления (или патологической трансформации) физиологических рефлексов [14].

У детей более старшего возраста (> 2 мес) диагноз ДЦП устанавливается на основании ведущих клинических проявлений болезни, в частности:

  • спастичности,
  • атаксии,
  • гиперкинезов,
  • гиперрефлексии,
  • наличия патологических рефлексов,
  • задержки психомоторного развития и др. [4, 9, 10, 14].

Дополнительные (инструментальные) методы исследования, используемые при установлении диагноза ДЦП, включают следующие методы:

  • нейросонография;
  • нейровизуализационные методы (компьютерная томография и магнитно-резонансная томография);
  • электронейромиография;
  • электроэнцефалография;
  • исследование вызванных потенциалов и др. [3, 4].

Дифференциальный диагноз ДЦП следует проводить с дегенеративными прогрессирующими заболеваниями ЦНС, опухолями головного мозга, хромосомными и метаболическими нарушениями, которые по клиническим проявлениям схожи с ДЦП, и др. [3, 4, 8, 9]. Хотелось бы обратить внимание еще на две нозологические формы, от которых необходимо дифференцировать ДЦП: болезнь Вильсона–Коновалова (синонимы: гепатоцеребральная дистрофия, гепатолентикулярная дегенерация) и болезнь LeschNyhan (генетически обусловленная гипер­урикемия, связанная с нарушениями пуринового обмена, при которой происходит избыточная выработка мочевой кислоты вследствие практически полного отсутствия выработки специфического фермента).

В связи с тем что факторы риска формирования ДЦП имеют преимущественно анте- и перинатальное происхождение, основой профилактики этой группы болезней является обеспечение физиологического течения беременности и родов у матери и периода новорожденности (особенно раннего неонатального) у детей [5, 6]. Поскольку ДЦП часто отмечается у преждевременно родившихся детей, особое значение приобретают борьба за полноценное вынашивание беременности и профилактика недоношенности.

Терапия ДЦП должна быть комплексной и мультидисциплинарной. Максимально рано начатое лечение и реабилитация в ряде случаев позволяют избежать стойкой инвалидизации больных ДЦП и улучшить качество их жизни. Основой комплексной терапии ДЦП является «командный» подход с использованием медикаментозных и немедикаментозных методов.

Из числа последних, в зависимости от конкретной клинической ситуации, применяют: массаж, лечебную физкультуру, методы ортопедической коррекции, физиотерапию, динамическую проприоцептивную коррекцию, иппотерапию, диетотерапию и др. [2, 10].

К сожалению, последней в нашей стране не уделяется должного внимания, хотя диетотерапия (рационы, сбалансированные по энергоемкости, макронутриентам, витаминам и минеральным веществам; БАДы; кратность и объем кормлений с учетом индивидуальной пищевой толератности и т. д.) занимает промежуточное положение между медикаментозными и немедикаментозными методами лечения ДЦП и ее возможности столь значительны, что их не следует игнорировать.

Полезно:   Какие таблетки выпить, если болит голова после алкоголя

Перечисленные выше методы немедикаментозного лечения используют в сочетании с лекарственной терапией, направленной на восстановление утраченных и/или недостаточных неврологических функций [1, 2, 4, 8, 9, 10].

Лекарственная терапия ДЦП сопряжена с использованием различных групп фармацевтических средств:

  • сосудистых (Винпоцетин, Циннаризин и др.);
  • ноотропных (Пирацетам и др.);
  • нейрометаболических (Кальция гопантотенат);
  • нейропептидных (из группы цитаминов Церебрамин и др.);
  • аминокислотных (Глицин, ацетиламиноянтарная кислота и др.);
  • миорелаксантов (Толперизон, Лиорезал);
  • препаратов ботулинотоксина (Ботокс, Диспорт);
  • витаминных (моно- и поливитаминные препараты, витаминно-минеральные комплексы);
  • комплексных — смешанного спектра действия (Кортексин и др.) [15].

Наибольший интерес представляют именно препараты комплексного действия, использование которых позволяет рассчитывать на эффекты сосудистой, нейропротекторной, ноотропной и метаболической направленности, не приводящие к избыточной лекарственной нагрузке или полипрагмазии. Ниже рассматриваются особенности их применения на примере отечественного препарата Кортексин. Его активное использование в детской неврологии (при ДЦП, других исходах ППНС и болезнях нервной системы) было начато в 2000-х годах.

Кортексин — продукт высокотехнологичного производства. По данным «Регистра лекарственных средств России. Энциклопедии лекарств» 15-го выпуска («РЛС-2007»), он принадлежит к фармакологической группе «Ноотропы (нейрометаболические стимуляторы)» [15]. Это комплексный полипептидный препарат биологического происхождения, являющийся дериватом коры головного мозга крупного рогатого скота (или свиней); выпускается в виде лиофилизированного порошка (во флаконах по 10 мг) и предназначен для внутримышечного введения [15].

Известно, что Кортексин обладает тканеспецифическим действием на кору головного мозга, нормализует мозговое и системное кровообращение, улучшает когнитивные и интегративные функции (процессы обучения и памяти), снижает токсические эффекты нейротропных веществ и характеризуется целым рядом других физиологических положительных эффектов. Он также стимулирует репаративные процессы и ускоряет восстановление функций ЦНС после стрессорных воздействий. Кортексин является регулятором соотношения между возбуждающими и тормозными аминокислотами, а также уровнями серотонина и дофамина, оказывает ГАМКергическое действие и способствует восстановлению биоэлектрической активности головного мозга [16].

Применение препарата Кортексин сопровождается реализацией целого комплекса фармакологической направленности влияний на организм пациента, включая:

  • метаболическое действие (антиоксидантное и др.),
  • церебропротекторный эффект,
  • ноотропную и противосудорожную активность.

Эффективность клинического применения препарата Кортексин подтверждается данными многочисленных лабораторных и инструментальных исследований (в их числе биохимические, иммунологические, рентгенологические, сонографические, нейровизуализирующие, электроэнцефалографические и др.), проведенных в различных регионах и клиниках Российской Федерации. В частности, имеются указания на иммуномодулирующий эффект Кортексина при лечении неврологических заболеваний, его корригирующее воздействие на клеточное и гуморальное звенья иммунитета (корректор нейроиммунной составляющей патологического процесса в ЦНС) [16].

Перед введением содержимое 1 флакона препарата Кортексин (10 мг) растворяют в 1,0–2,0 мл физиологического раствора (0,9 %-ный раствор NaCl) или 0,5 %-ного раствора новокаина [15].

Препарат вводят внутримышечно (однократно) с учетом массы тела: детям с массой тела 20 кг (и взрослым) — 10 мг на 1 инъекцию.

Продолжительность курса терапии обычно составляет 5–10 дней. При наличии показаний лечебный курс проводят повторно по прошествии 3–6 мес.

В психоневрологическом отделении НИИ педиатрии ГУ НЦЗД РАМН накоплен значительный опыт применения Кортексина при ДЦП и других болезнях ЦНС (эпилепсия, перинатальное поражение нервной системы, головная боль напряжения, мигрень, посттравматическая головная боль, нарушения мозгового кровообращения и др.) [16–21].

При ДЦП у детей отмечаются задержки двигательного, психического и/или речевого развития различной выраженности, которые могут категоризироваться, как «специфические расстройства развития двигательных функций», «общие расстройства развития (интеллектуального)», «специфические расстройства развития речи», а по достижении пациентами возраста начала школьного обучения к ним могут добавляться «специфические расстройства навыков чтения», «специфические расстройства навыков счета», «другие расстройства развития школьных навыков», «нарушения активности и внимания» и т. д. С учетом спектра терапевтического действия Кортексина его применение показано при описываемых отклонениях в моторном, психическом, эмоциональном и речевом развитии, а также при поведенческих расстройствах [22]. В доступной литературе сообщается о снижении депрессии, реактивной тревожности, импульсивности, повышении активности и настроения под воздействием Кортексина, вследствие активации серотонинергической системы с реализацией антистрессорного и умеренного антидепрессивного эффекта.

Другими показаниями к использованию Кортексина являются:

  • энцефалопатии различного генеза;
  • вирусные и бактериальные нейроинфекции;
  • астенические состояния;
  • клинические cитуации, обусловленные экзогенными влияниями — закрытой черепно-мозговой травмой, психогенным стрессом, соматическими заболеваниями и др.

В соответствии с аннотационными показаниями к применению Кортексина этот список следует дополнить и другими состояниями из нозологической классификации МКБ-10, которые сопутствуют ДЦП:

  • G04 Энцефалит, миелит и энцефаломиелит;
  • G40 Эпилепсия;
  • G46 Сосудистые мозговые синдромы при цереброваскулярных болезнях;
  • G93.4 Энцефалопатия неуточненная;
  • I67.9 Цереброваскулярная болезнь неуточненная;
  • I69 Последствия цереброваскулярных болезней;
  • F45.3 Cоматоформная дисфункция вегетативной нервной системы;
  • R41.3.0 Снижение памяти;
  • R41.8.0 Расстройства интеллектуально-мнестические;
  • R53 Недомогание и усталость;
  • R62 Отсутствие ожидаемого физиологического развития и др. [15].

Выше уже упоминалось, что симптоматическая эпилепсия является нередким состоянием, сопутствующим ДЦП. В этой связи заслуживает внимания роль Кортексина, как составляющей нейромедиаторных механизмов функционирования мозга. Уменьшение числа эпилептических приступов на фоне его применения у детей с фармакорезистентными формами эпилепсии можно объяснить реализацией ГАМКергического и антиглутаматергического эффектов, препятствующих усугублению пароксизмальной дезадаптации эпилептического процесса. Данные ЭЭГ-исследований, проведенных Н. Г. Звонковой (2006), наблюдавшей группу детей с рефрактерной эпилепсией, свидетельствовали о положительном влиянии Кортексина на биоэлектрическую активность мозга, а также об уменьшении числа грубых очаговых и пароксизмальных изменений, имевших место до назначения препарата [17].

Хорошая переносимость препарата и практически полное отсутствие побочных реакций на терапию Кортексином, подтвержденные опытом его применения, позволяют дополнительно положительно характеризовать указанный нейропептидный биорегулятор в лечении ДЦП и других видов неврологической патологии.

Резюме

ДЦП продолжает оставаться состоянием, обсловливающим значительную часть случаев инвалидности среди детского и взрослого населения, существенно снижающим работоспособность и качество жизни, а также усугубляющим социальную дезадаптацию пациентов.

Комплексный подход к терапии и реабилитации больных ДЦП, использование новых эффективных фармакологических средств разнонаправленного действия позволяют не только компенсировать имеющийся у них неврологический дефицит, но и улучшить качество их жизни и добиться адекватного уровня их социализации.

По вопросам литературы обращайтесь в редакцию.

В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор
В. И. Шелковский, кандидат медицинских наук
С. В. Балканская, кандидат медицинских наук
Л. А. Пак, кандидат медицинских наук
НИИ педиатрии НЦЗД РАМН, Москва

www.lvrach.ru

Лечение ДЦП

Главной причиной ДЦП (детский церебральный паралич) является изменение нормальной структуры головного мозга. Болезнь проявляется множественными и разнообразными нарушениями двигательной сферы. Сами мышцы ребенка постоянно находятся в измененном состоянии, которое характеризуется повышенным или пониженным тонусом. Расстройства движений происходят из-за того, что сигнал от головного мозга различным группам мышц передается с нарушениями. Кроме того, больной страдает от патологий речевой, эмоциональной, умственной и волевой сферы, что объясняется аномальным развитием тканей головного мозга и состоянием мышц.

Полезно:   Как увеличить продолжительность жизни при болезни Паркинсона

Развитие детей с диагнозом ДЦП происходит с нарушениями и сопряжено с определенными трудностями. В первую очередь, такие больные не имеют возможности выполнять координированные действия.

Можно выделить две основных особенности заболевания:

Ткани ЦНС имеют нарушенную структуру.

Человек не в состоянии полноценно передвигаться без посторонней помощи, а возможность к самообслуживанию сохраняется лишь частично.

Все движения больного остаются замедленными, что способствует формированию нарушенных связей между представлением об окружающем мире и мышлением. Ребенок не в состоянии полноценно тренировать мышечную память, что приводит к невозможности правильного развития некоторых мозговых функций. Поэтому дети с таким диагнозом зачастую очень плохо считают и усваивают иные математические действия. При этом абстрактные знания и возможность логически мыслить у людей с ДЦП сохраняется.

Зачастую интеллект у детей с церебральным параличом достаточно развит, но умственная работоспособность оказывается нарушенной. Они не имеют возможности заниматься длительное время, что приводит к усвоению меньшего объема информации. По этой причине около 70% всех детей с ДЦП имеют задержку психического развития. Что касается интеллекта, то у некоторых больных он сохраняется на нормальном уровне, а у некоторых наблюдается его выраженное снижение, которое может доходить до дебильности.

Что касается эмоционального развития детей с ДЦП, то они являются более ранимыми и впечатлительными по сравнению со своими сверстниками. Такие дети сильнее привязаны к своим родителям или людям, являющимися их опекунами. Важной составляющей, оказывающей выраженное влияние на развитие психики и интеллекта больных, является слабое развитие всех групп мышц, что обусловлено недостаточной физической активностью. Дети оказываются лишенными возможности принимать участие в активных играх, их подвижность ограничена. Контакты со сверстниками не столь интенсивны и часты, как между здоровыми детьми. Часто малыши имеют различные нарушения в речевой сфере, что также сказывается на качестве взаимодействия. Речь, в первую очередь, страдает из-за патологического тонуса тех групп мышц, которые отвечают за нормальную фонетику.

Принципы лечения ДЦП

Лечение ДЦП производится по нескольким направлениям. Во-первых, необходимо максимально исправить речевые дефекты. Во-вторых, следует корректировать и совершенствовать двигательные навыки. В-третьих, нужно осуществлять работу, призванную исправлять имеющиеся нарушения в психической сфере. Для устранения двигательных расстройств важно формировать мышечный стереотип, закреплять правильные позы и пр. Обязательно нужно проводить лечение, направленное на устранение основного заболевания, которое стало причиной развития ДЦП.

В терапии болезни активно используются такие методики, как:

Медикаментозное лечение препаратами, призванными привести в норму мышечный тонус. Это могут быть такие лекарственные средства, как: Баклофен, Диспорт, Мидокалм и другие.

Не менее активно в лечебной практике применяются следующие техники и приемы:

Пневмокостюм «Атлант». Он способствует растяжению мышц, фиксации суставов и подачи в головной мозг «исправленного» сигнала. В итоге, конечности начинают правильно двигаться.

Костюм «Спираль», который стимулирует компенсаторные возможности организма. Его использование способствует уменьшению спастичности мышц, приобретению новых двигательных навыков.

Костюмы, дающие нагрузку («Гравистат», «Адели»).

Занятия с логопедом по определенным методикам.

Использование лечебных тренажеров, ходунков, велосипедов, кресел и пр.

Иногда имеющиеся двигательные дефекты не поддаются коррекции с помощью консервативных и вспомогательных методик. В этом случае врачи прибегают к оперативному лечению. Выполняются операции по удалению контрактуры мышц, вмешательства на поясничной области, практикуется пластика сухожилий (ахиллопластика). Не исключено, что может потребоваться нейрохирургическое лечение со стимуляцией спинного мозга, с удалением поврежденных участков и т. д.

Очень часто к лечению больных ДЦП привлекают лошадей, дельфинов и других животных. В целом такие методики носят название анималотерапии. Параллельно дети направляются в специализированные санатории, где оказывается комплексное воздействие на организм.

Российские медики часто практикуют лечение ДЦП с помощью препаратов, направленных на улучшение мозгового кровообращения. Это такие лекарственные средства, как: Глицин, Актовегин, Церебролизин и пр. Также применяют в комплексной терапии БАДы и антиоксиданты. На вооружении у медиков стоят стволовые клетки. Однако, доказанной эффективности в лечении ДЦП эти препараты не имеют.

Родители должны знать следующую информацию:

Противосудорожные препараты назначает только врач-эпилептолог. Дозировка должна быть строго определена, а для приема таких лекарственных средств обязательно наличие показаний. Могут быть использованы препараты Вальпроевой кислоты, Топирамат, Ламотриджин.

Для устранения сильных мышечных болей возможно назначение таких препаратов, как: Баклофен и Диазепам. Самостоятельное их применение не допустимо.

В особо тяжелых случаях назначают инъекции ботокса, когда препарат вводят в пораженную мышцу. Стоит понимать, что эффект от такого лечения временный и сохраняется на протяжении 6 месяцев, но не более.

Что касается иных лекарственных средств, которые очень часто выписывают врачи, то они являются не более чем пустышками. Если очаг в мозге уже умер, восстановить его невозможно. Поэтому предлагать ребенку обилие БАДов, витаминов, ноотропных препаратов не следует. Как было сказано, их эффективность не является доказанной.

К таким средствам относят:

Церебролизин, Актовегин, Кортексин.

Пирацетам, Фенибут, Пантогам и прочие ноотропы.

Все гомеопатические средства.

Чем раньше будет начата терапия, тем большего эффекта удастся достичь. Если лечение будет отсрочено, это грозит развитием серьезных осложнений и ухудшением состояния ребенка. Возможно формирование искривления позвоночного столба, плоскостопия, дисплазии тазобедренных суставов и пр. В итоге терапия ДЦП осложняется необходимостью проведения мероприятий, направленных на устранение приобретенных ортопедических патологий. Зачастую в таких случаях требуется наложение шин, использование распорок, лангет и иных корректирующих устройств. Если вовремя не распознать и не устранить дисплазию, то это грозит постоянными вывихами суставов, которые можно будет исправить только с помощью операции.

Задачи лечения детей с ДЦП

Полностью избавиться от ДЦП невозможно, однако, достичь значительного успеха в развитии ребенка вполне реально. При грамотном ведении больного, удается отточить навыки самообслуживания и двигательные навыки. Это позволит сделать ребенка менее зависимым от помощи других людей в будущем.

Полезно:   Межреберная невралгия слева и в области сердца: симптомы и лечение

Поэтому перед врачами и родителями, занимающимися лечением ребенка с ДЦП, встают следующие задачи:

Всячески стимулировать стремление ребенка к самообслуживанию. Поощрять выполнение им правильных движений и действий.

Препятствовать формированию искривления позвоночного столба, контрактур и закреплению навыков неправильных поз.

Создавать среду, стимулирующую развитие речи и психоэмоциональной сферы.

Для решения поставленных задач обязательно должен учитываться возраст ребенка, форма ДЦП, тяжесть течения болезни, уровень умственного развития, наличие сопутствующих патологий.

Базовые правила работы с детьми с ДЦП

Работа с детьми с ДЦП предполагает плотное взаимодействие ребенка не только с доктором (невролог, физиотерапевт, врач лечебной физкультуры, хирург), но и с педагогом, логопедом, психологом. Начинать его нужно с раннего возраста. Занятия с детьми 1-3 лет предполагают обучение их навыками самообслуживания, развитие речи, формирование двигательных навыков, обучение взаимодействию с другими детьми.

Очень важно обучать больного ребенка общаться со сверстниками, формировать у них стереотипы, призванные облегчить социализацию. При этом индивидуальный подход должен присутствовать на постоянной основе. Приоритетная форма ведения занятий – это игра, но руководить ей должен взрослый, грамотно корректируя действия ребенка. Педагог должен поощрять выполнение правильных движений и исправлять патологические позы.

В работе с детьми с ДЦП должны быть использованы приборы и устройства, направленные на поддержание и фиксацию правильных поз, положения рук и ног, головы и туловища. Только так удастся добиться выработки и закрепления артикуляционных навыков, откорректировать зрительные движения в ответ на изменения в окружающей обстановке.

Лечебная физкультура и массаж

На массаж детей с ДЦП направляют уже в возрасте от 1,5 месяцев и старше. Хороший эффект дает классическая схема массажа. Однако, не стоит отказываться от сегментарного, точечного, криомассажа или массажа по методике Манакова. Важно, чтобы все манипуляции осуществлял специалист, который в индивидуальном порядке подбирает технику массажа и частоту проводимых сеансов. Врачи категорически не рекомендуют родителям делать массаж ребенку с ДЦП самостоятельно.

Что касается комплексов лечебной физкультуры, то они должны реализовываться на постоянной основе. Подбор упражнений зависит от состояния здоровья ребенка и из индивидуальных особенностей его развития. Не менее важен принцип дозирования физической нагрузки и ее плавное увеличение.

Детям с церебральным параличом показано выполнение следующих упражнений:

Хождение по наклонной поверхности, что способствует тренировке равновесия;

Постановка правильной ходьбы для выработки правильного мышечного стереотипа;

Расслабление мышц, снижение повышенного тонуса;

Увеличение объема движений;

Расширение амплитуды движений;

Повышение мышечной силы.

Массаж и ЛФК по Д. Сандакову:

Возможные методики лечения ДЦП

В лечении детей с ДЦП применяют различные методики, способствующие борьбе с прогрессированием болезни, среди них:

Бальнеотерапия. Эта методика предполагает выполнение специальных упражнений в водной среде. В воде вес тела уменьшается, что позволяет ребенку легче выполнять различные движения. Хорошо тренировать в бассейне навыки ходьбы. Зачастую дети с ДЦП сначала учатся плавать, а лишь потом ходить. Хорошо, когда занятия в бассейне подкрепляются гидромассажем, приемом хвойных, йодобромных, валериановых, радоновых, скипидарных ванн. Подводный массаж хорошо реализовывать в современных ваннах типа «Aquapedis», «Aquamanus», в которых терапевтический эффект дополнен озонированием и хромоцветотерапией. Гальванические ванны «Веришофен» позволяют воздействовать на организм не только теплой водой, но и токами (импульсным или гальваническим), а также лекарственными веществами (скипидаром, бишофитом, никотиновой кислотой, хвойным экстрактом и пр.).

Климатическая квант-камера позволяет воздействовать на организм лазерным душем.

Грязелечение. Эта методика способствует улучшению состояния нервной системы больного. С помощью теплых обертываний удается уменьшить повышенный мышечный тонус.

Электрофорез. Эта методика направлена на снижение мышечного тонуса. В целом, все физиотерапевтические методы лечения дают положительный эффект в борьбе с болезнью. Поэтому врачи рекомендуют периодически проходить сеансы парафинотерапии, шиатсу-терапии, иглорефлексотерапии, светолечения, и магнитотерапии.

Кинезиотейпинг в педиатрии. Суть метода – специальные клейкие ленты из хлопка, которые активизируются при помощи тепла тела, накладываются в виде аппликаций по линиям мускулатуры для фиксации пораженных суставов, мышц, сухожилий, уменьшения боли и воспалений, для расслабления уставших мышц. В отличие от плотной фиксации посредством гипса, кинезиотейпинг лечит такие травмы посредством движений. Метод не препятствует движению и позволяет продолжать ежедневные занятия в обычном режиме. Можно принимать душ, ходить в бассейн, а люди, имеющие нарушения двигательных функций могут сами себя обслуживать в быту. Первоначально этот метод использовался для реабилитации профессиональных спортсменов, однако затем метод нашел применение не только в сфере спорта и на данный момент используется для терапии широкого спектра – от головной боли до посттравматической реабилитации.

Очень полезно для выработки правильных навыков ходьбы заниматься на беговой дорожке перед зеркалом. Также существуют специальные велосипеды для детей с ДЦП, занятия на которых стимулируют формирование правильных навыков движений нижних конечностей.

Занятия на батуте позволяет тренировать вестибулярный аппарат.

Занятия с логопедом входят в обязательную программу лечения детей с ДЦП. Благодаря таким «урокам» удается научить ребенка разговаривать, что препятствует прогрессированию ЗПР, но способствует социализации. Существуют специализированные курсы логопедического массажа, которые дополнены медикаментозным лечением.

Все методики должны реализовываться циклично, повторяясь 2-3 раза в год. Один курс может включать в себя до 40 занятий.

Безусловно, появление в семье ребенка с диагнозом ДЦП является шоком для родителей. Однако, любовь к своему малышу позволит преодолеть все имеющиеся трудности. Возможно, что потребуется помощь семейного психолога, отказываться от которой не следует. Это позволит обрести гармонию и принять сложившуюся ситуацию, что обязательно положительным образом скажется на внутрисемейных отношениях.

Аппликационная терапия ДЦП с помощью аппликаторов Ляпко

Видео о том, как правильно использовать аппликатор Ляпко, о результатах лечения:

Образование: В 2005 году пройдена интернатура в в Первом Московском государственном медицинском университете имени И. М. Сеченова и получен диплом по специальности «Неврология». В 2009 году окончена аспирантура по специальности «Нервные болезни».

www.ayzdorov.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *